«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова
Группа цыган только что попалась на махинациях с выплатами участникам специальной военной операции. Сообщники действовали в Челябинской и Свердловской областях, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк. В своем телеграмм-канале Ирина Волк отметила, что операцию по задержанию провели совместно сотрудники МВД и ФСБ.
Суть криминального бизнеса была следующей. Злоумышленники искали кандидатов на военную службу и отправку их в зону СВО. Целью подозреваемых, как считает следствие, было похищение единовременных выплат, в том числе положенных родственникам бойцов СВО в случае ранения или гибели.
В следственной части ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 159 УК РФ.
В России нашли самый криминальный регион: Челябинску аукнулась приватизация
То ли полиция хорошо работает, то ли связь преступности с властью, еще с 90-х, оказалась крепкой
Семеро фигурантов дела уже взяты под стражу, им от 25 до 50 лет. По адресам, где они живут, силовики провели обыски. Изъяты три автомобиля, около 60 сотовых телефонов, банковские и сим-карты, другие предметы, имеющие значение для расследования.
Как именно орудовали задержанные? По данным следователей, злоумышленники находили мужчин, ведущих асоциальный образ жизни. Организаторы аферы обеспечивали жертв жильем, покупали им вещи, даже помогали получить необходимое лечение. Все делалось для того, чтобы следующим шагом убедить подписать контракты с Министерством обороны. Когда документы были оформлены, аферисты забирали себе полагающиеся контрактникам выплаты. Специально для этого они оформляли со своими «клиентами» доверенности на распоряжение счетами и оставляли себе банковские карты контрактников.
Стоит сказать, что в преступную группу входили и женщины. Их задачей было заключать фиктивные браки ради получения положенных по закону компенсаций в случае ранений или гибели контрактников.
Точное количество пострадавших от действий преступников и суммы ущерба устанавливаются. Но совершенно точно, что речь идет о миллионах рублей.
Выявлен уже ряд криминальных схем в отношении выплат участникам СВО и членам их семей.
В криминальных сводках цыгане — не то, чтобы частые, но и не такие уж редкие «гости». Ранее «Свободная Пресса» рассказывала о ЧП в городе Коркино Челябинской области. Там дело дошло до цыганских погромов.
Но причина, всколыхнувшая этот небольшой город, у коркинцев была иной.
Корреспондент «СП» поговорил с Владимиром Филичкиным, который долгое время работал в уголовном розыске, потом в ОМОНе, а позднее — старшим помощником прокурора Челябинской области. Говорили не только о местечковой преступности, но и о ее корнях.
«СП»: Вы владеете информацией о преступных схемах, которые практикуют цыгане?
— Владею. Более того, я дружил одно время с цыганским бароном.
«СП»: Даже так?
— Александр Максимов, интересный был человек. Он, с одной стороны, судимый. С другой, закончил в Москве Литературный институт имени Горького. Между прочим, проводил у себя в резиденции регулярно поэтические квартирники. Согласитесь, очень необычно для цыганской среды. Не берусь оценивать его поэтические способности. Но мы с ним сошлись на другой теме.
«СП»: Какой?
— Собрались цыгане как-то в кафе «Гаити», которое находилось недалеко от его коттеджа, решили идти во власть. Задумали создать в Челябинске свою национально-культурную автономию. Создали, Сашу избрали председателем. Кстати, «барон» говорить неправильно. Это слишком по-русски. На языке этого загадочного народа звучит как «баро» — главарь.
И вот подошел он ко мне довольный, спрашивает: пойду ли я к нему помощником? «Не пойду, — отвечаю. — Не люблю чиновников. Вот стать бы помощником цыганского баро я бы хотел». Посмеялись мы с ним тогда… Попели.
«СП»: Чего же хотел добиться Максимов?
— Мы с ним думали заняться социализацией местных цыган. Не секрет, на протяжении всей российской истории цыгане были вне социальных структур, выдавлены за рамки нормальной жизни. Неудивительно, что они часто вставали на криминальный путь.
«СП»: Наверное, не только в России цыгане такие?
— А вот это вопрос — почему именно в России они были так склонны к преступлениям? В других странах цыгане более социализированы.
А в Коркино сыграло еще роль то, что местные власти цыган собирали отовсюду, вплоть до Казахстана и Молдовы, создавали им условия. При этом в Коркино переезжали не самые лучшие представители этого этноса. Поговаривали, что имели место взятки со стороны местных чиновников.
Приехавшие цыгане продолжили заниматься в Коркино привычными сомнительными делами. Прибыли они с деньгами, так что быстро отстроились.
Страшная находка в Гольяновском пруду. Что известно об убийстве ребенка в Москва
В деле расправы над 6-летним мальчиком появляются новые подробности
«СП»: И как эту среду изменить, перестроить?
— Можно хотя бы попробовать по-другому. Что толку бороться с преступностью, если нет условий для жизни, труда, развития? Максимов был настроен реализовать эту цыганскую программу. К сожалению, он вскоре умер. Ему было всего 54 года. После его смерти все заглохло.
«СП»: Кто-то еще пробовал подойти к решению цыганской проблемы иначе, не только через силовые методы?
— В годы моей службы в уголовном розыске мы восхищались Владимиром Воробьевым, последним, скорее всего, цыганологом (ромистиком) в Челябинской области… Он начинал работу еще в 70-е годы, тогда в розыске существовала обособленная линия работы среди цыган.
«СП»: Какими преступлениями занимались?
— В те годы часто крали лошадей. Воробьев подошел к решению проблемы системно. Он для начала выучил цыганский язык, изучил образ жизни. Потом стал запоминать цыганские песни. Кстати, некоторые из них написаны на стихи русских поэтов прошлых веков.
Дальше началось общение с влиятельными в цыганской среде людьми. Воробьев провел собрание со старейшинами, поговорили они тогда по душам. И преступлений со стороны цыган стало меньше. Воробьев приходил в любой цыганский коллектив, его воспринимали с большим уважением. Он умел разруливать споры, конфликты. Иногда он мог потребовать от цыган изменить свое поведение. И они к Воробьеву прислушивались.
Когда он работал старшим опером «по цыганам» в областном управлении, я был старшим опером по борьбе с наркотиками в городском. Мы с ним очень хорошо контачили.
Так, как работал с цыганами Воробьев, никто сейчас не работает. Вообще нет выделенного специалиста по работе с цыганами. Стоит ли удивляться, что цыгане то и дело оказываются вовлечены в криминальные схемы?
«СП»: По сей день сохраняется предубеждение, что цыгане склонны к воровству и мошенничеству. Думаете, могло быть по-другому?
— Ну, раз цыган выдавливают из нормальной жизни… Вспоминаю, что в прежние годы если табор в Челябинск приезжал, то вставал вблизи железнодорожного вокзала. Милиция быстро окружала табор и старалась выдавить из города. В то же время организаторы криминального мира не дремали. Они использовали цыган как могли.
«СП»: Но за совершенные преступления придется отвечать. Тем более, если дело коснулось выделенных государством средств участникам СВО и членам их семей.
— Само собой.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал